13 декабря 2012 г. 19:18

Вопросы задает муфтий Фарид Салман

Видео

- Сегодня  мы   будем  говорить    о  взаимоотношениях  между   христианством  и   исламом. И мой  собеседник   сегодня -- известный исламский богослов  муфтий Фарид Салман. Здравствуйте, уважаемый  муфтий!

- Мы  с вами,  ваше  Преосвященство,  братья,  братья  по небесному  писанию,    ибо  сказано, что  люди  верующие, -- это, по  сути, братья. Я  приветствую  вас как брата.  Сейчас   наше общество    волнует   то,  что  происходит,   на самом  деле,  на  просторах   Отечества.   День  за  днем  приходят скорбные  известия  о  том, что  в том или ином  регионе, в  той  или иной губернии, в  том или ином  городе,   на  селе происходят  надругательства  над  религиозными  символами  наших конфессий.  Что можно  на современном  этапе  развития   нашего общества,  государства  противопоставить  этому   злу?

- Я  считаю,   что   вы совершенно  правы,   дорогой брат,  что  это   наши общие  проблемы,  это  наша  общая боль. И  традиционные конфессии  России абсолютно солидарно   выступают в   этом  вопросе, и   мы  говорим  о  том,  что святыни каждой   традиционной конфессии  должны  быть  защищены.  Во-первых,  они  должны  быть    защищены   законом. То  есть  люди  должны  понимать, что если  они  по каким-то   своим соображениям  идут  на публичное  осквернение   святынь,  то  они за это  понесут  наказание в  уголовном  порядке,  не просто   какой-то символический   штраф в   тысячу   рублей,  а именно   уголовное  наказание.  И  человек   10 раз подумает,  прежде,  чем совершить  какой-нибудь   богохульный   акт,  если  будет   знать, что он  за это  может  сесть в  тюрьму.  Это, так сказать, внешний  ограничитель,   но есть и внутренний  ограничитель. И  это    уже  наша с вами работа, то есть,   мы  должны  воспитывать  нашу  паству  и воспитывать   тех людей, которые    вокруг  нас находятся, в  духе  уважения    друг к  другу и уважению   к    традиционным  конфессиям,  того уважения,  которое существует  между  нами, между  христианами  и   мусульманами. Ведь   мы   в  России  на  протяжении веков  жили  и продолжаем  жить  в  мире  и согласии,  и   выработали  те  очень простые  правила   сосуществования, по которым   мы  живем  и не  ссоримся. И  только  те  люди,  которые    сознательно  пытаются  расшатать   межрелигиозный  мир,  которые  пытаются   расколоть  наше  отечество,  в  том   числе  по  конфессиональному   признаку,    они, сознательно  искажая   какие-то  религиозные  концепты,  пытаются  дестабилизировать ситуацию, и  я думаю,  что   одна  из  серьезных очень    угроз для нашего общего  бытия,   это  то, что  называют  ваххабизмом  или  салафизмом, я  думаю, что  не все наши  телезрители   хорошо понимают,   что это  такое.  Может   быть  вы могли  бы объяснить что это такое?

-  Да,  ваше  высокопреосвященство,  салафизм  и  ваххабизм  суть  одно и то же.  Разные   названия, но явление  одно и в корне  этого, скажем  так, лжеучения,  лежит теория  о человеконенавистничестве.   На самом  деле,   речь  идет  о  сектах.  Называя  современным  языком,  это тоталитарные секты,  которые, к  сожалению, возникли   в  недрах   исламского  вероисповедания.  Они используют исламские  одеяния,   исламские лозунги, и под этими  лозунгами    создает  ложное впечатление, что  это есть  ислам.  На  самом  деле,   жизнь  или, скажем возраст  этого  явления  как  ваххабизм,  салафизм,  это     200 с   лишним   лет, не  более   того,  и   на всем протяжении   своего существования,  это секта,  это   тоталитарное   лжеучение,  ересь, сеяла в   сердцах   верующих   сомнения, сеяла  семена   раздора.  И  мы являемся  свидетелями  того,  как  множество Божиих  символов  были поруганы  этой  сектой,  были уничтожены  множество священнослужителей. Это  показывает нам, насколько данная секта не  имеет ничего  общего с  исламом,    ибо в исламе,  ибо  в  кораническом учении,  как   и  во всех авраамических  традициях,  пролитие невинной  крови,  есть  почти  уничтожение всего человечества,  поэтому человек,  который  воодушевляется   этим   лжеучением,  не является     мусульманином  и  не является  верующим  человеком. Он не действует от имени  Господа, но действует от  имени  лукавого, и все его помыслы и намерения,  по  сути,  дьявольские,  и  поэтому  говоря  об  этом учении,   мы  должны  знать и  предполагать,  что  это  учение и в  дальнейшем  по  мере  своего  возрастания принесет множество  бедствий. И может  принести  эти  бедствия и на  землю  России.  И. на  самом  деле,   эти  все  действия   пришли,   мы являемся свидетелями   того,  как   день  изо дня   уничтожаются  наши   исламские,   мусульманские     мыслители,  которые учат,  учат по исламу,  учат по    исламской   традиции,  а  одним  из постулатов     исламского    мировоззрения является  любовь к  Родине,   есть  часть  твоей  веры,    частица   твоей  веры. И любовь  к  России,  любовь   к  нашим  просторам,  вне  зависимости  от того, где  мы  живем -- в  Калининграде и ли на  Сахалине,  на  Ямале  или же на Северном  Кавказе --  это  есть   наша  родина,  и  мы  обязаны  ее  уважать  и   чтить. А для     ваххабизма  это  неприемлемо,  ваххабизм  не  приемлет   национальностей, ваххабизм  не  приемлет   иные  вероисповедания,  для  них все люди, которые    не являются   последователями  лжеучения,  являются  врагами  в  их понимании. И  поэтому  в  данном контексте именно совместные   усилия  государства  и   традиционных   религиозных институтов  должны  принести свой  вклад,  свои плоды.  Ибо   по  исламскому  вероисповеданию и   по нашим  постулатам,   то,  что  невозможно  изничтожить  путем  Священного Писания -- Корана, --  то   необходимо   изничтожить  путем Султана. То  есть,  власти.   Мы   знаем, что    религиозные  институты   в  плане   какого  либо  воздействия,  кроме  как  идеологического,   слабы. И  здесь на первый план выходят и силовые  воздействия. А силовое  воздействие --  это суть государства, только  государство   союзе с  традиционными  религиозными  институтами  может  и исправить ситуацию. Я думаю, даст Бог, в  этой  борьбе мы  окажемся   в числе  тех,  кто   преуспеет на  этом  свете и не будет нам  стыдно  на  свете  следующем.

- Вы  сказали  очень   важные,  сильные  слова    благодарю  вас за  них. Во-первых,  за то,  что вы сказали о корнях  ваххабизма и  терроризма,   что не  религиозные   убеждения движут  этими  людьми,  а   дьявол  движет этими   людьми. И  мы  с глубоким    сочувствием  воспринимаем те  известия,  которые   приходят  к  нам в  последние годы из разных регионов  нашего Отечества – из  Дагестана,  из  Чечни,   из некоторых других республик  -- об  убийствах  муфтиев,  об  убийствах  ведущих исламских богословов. Совершенно  очевидно, что  люди,  вдохновленные какой-то  дьявольской  человеконенавистнической  идеологией,   совершают  эти   беззаконные и безнравственные   акты   для  того, чтобы    расколоть  наше  общество,  для  того, чтобы   разрушить  созидавшийся   веками  межрелигиозный  мир.  И   те  люди,  которые, как  вы, не  боясь,  свидетельствуют  о том,  что  эти  лица   совершают греховные   деяния,  что  они    движимы   дьяволом,  конечно,   становятся   их жертвами. Но это   тот    подвиг,  если  хотите,    подвиг  исповедничества,  который   мы  все  должны  нести,    потому  что   мы   должны   называть  вещи своими  именами, и  здесь нет  места политкорректности.   Мы   видим,  что мы  начали с  вами  с  осквернения  святынь,  но речь  идет не  только  об этом.  Речь  идет  о  том,  что     верующих людей  убивают.  И  убивают  именно  за веру, убивают  именно  потому,  что кто-то считает,  что эти  люди  не  так  веруют.   И  вот  мы  видим   эту   необъявленную войну   против  традиционного ислама у   нас  на Северном  Кавказе,    мы  видим    необъявленную,  но масштабную войну  против  христианства  на Ближнем  Востоке. И  мы понимаем,    что в   основе  этого  лежит одно и  то  же  явление --  это   религиозная   нетерпимость.  И  то, что сейчас  происходит  на Ближнем  Востоке: мы   знаем,  что,   например, в  Ираке   еще   10  лет   назад     было   около  полутора миллионов христиан,   сегодня   осталась  одна десятая   часть от этого количества. И   мы  можем  как  угодно относиться  к   свергнутому  режиму  Саддама  Хусейна,  но  это   была     власть  того  самого султаната,  о  котором   вы  упомянули,    которая  сдерживала   внутренние  противоречия,  и  которая  позволяла  христианам  жить  под  защитой  закона.    Сейчас  этого   внешнего  сдерживающего фактора  нет,  и ваххабизм  поднял голову, и  христиане фактичекски   оказались  изгнаны   со своей  земли. Мы  видим,  что сейчас  происходит  в  Египте,   когда копты,  жившие  там веками, подвергаются  атакам,  когда  их  церкви сжигают,  когда    их  убивают,   и  я  встречался  с  крупным  исламским   деятелем,  руководителем  университета    Аль Асхар,   он  так  же, как  и вы,  говорил  о   том,  что   это  явление  недопустимо,  и  оно  противоречит  исламу.    Мы  видим, что  сейчас  происходит  в  Сирии,  в  тех местах,  где  к  власти    приходят   радикальные   силы,  первыми  жертвами  становятся   христиане,  которых  уничтожают, которым   отрезают головы, которых   изгоняют  с   тех  мест, где  они  жили  веками. То есть,   это  наша   общая  проблема,  это  наша общая трагедия. И, конечно,  мы  должны   вместе  бороться  за  то, чтобы  мы могли  жить  в  мире  и согласии.

-    Досточтимый   владыка,  вот    буквально недавно   3-  4  месяца   назад  мы  также   были в   Сирии.  Вызвались  поехать   туда  не  из-за того  что    вдруг,  а, на самом  деле. Сирия    всегда  нам   была  близка,    и вот  буквально на  днях    я  был в  прямом  эфире  арабского телеканала. И нас  спросили,  а  почему  вы  были  Сирии, а  мы  сказали,  потому  что  Сирию  и Россию, не  только Сирию  и Россию, а  весь  арабский  мир, мусульманский  мир всегда   связывали добрые отношения. А Россия, как бы ее ни  старались  сейчас обвинить во всех  смертных грехах,  была,  есть  и  останется другом,  братом и партнером  исламского мира. Мы  были в  Сирии,  и  нас    просто ужаснуло  то, что  сейчас  происходит  там. Мы были свидетелями  того,  как  эти  бандиты, которые   несут  лозунги   якобы от  религии,  и то  же время  находятся  в воинстве сатаны,     пытались   ограбить   и ограбили  Божий  дом – церковь,  вынесли оттуда  иконы,  пытались убить  священника. И что произошло?   Мусульмане,  которые  жили  вокруг  этой  церкви,   отбили  священника  от  рук  этих бандитов,  отобрали у них иконы,   выгнали их  из этого  квартала  и  сказали,  чтобы вашей  ноги больше в  этом квартале  не  было.  Вот  это  пример  доброго   сотрудничества,  пример  тех людей, которые   знают,  что  человек   вне  зависимости  от своего  вероисповедания,  но  человек   верующий,  есть  брат другому верующему человеку. И  то,  о чем  мы  свами  говорим,   может   прийти и в Россию, ведь Сирия  -- это  плацдарм,  на котором отрабатываются  многочисленные информационные и  прочие  психологически сценарии  будущих войн.  Россия – это последний  оплот    вот  этого  межрелигиозного мира. Традиционные  конфессии  России -  православные  и  правоверные -  это  именно  тот  союз, который не  дает  покоя  за пределами  нашей страны.   Мы  очень  часто вспоминаем  события 11  сентября,  когда  были разрушены  два  здания торгового комплекса в  Нью-Йорке, но  очень  часто  забываем  и  практически  не  упомянем,  что  под  обломками  вот этого  торгового   комплекса были    захоронены  два Божиих дома -  церковь и   мечеть,  об  этом  практически  забыли.   Как  бы  ни  оказалось  это началом  того конца,  который  нам предрекают.  И,   как  мне  кажется, наша  цель в  России -- это единственное, что  нас    смоет  сейчас  в данной  ситуации   сблизить  и скрепить,  это  именно стратегический  союз  православия  и  правоверия.   Православия и   ислама  в  России.  Вот  хотелось  бы  услышать  комментарий и по  этому  поводу.

- Спасибо  вам  за  эти слова,  досточтимый  муфтий. Я   хотел  бы сказать   о  том,   что святейший  Патриарх  Кирилл  год  назад  был в  Сирии, встречался  там   и с  христианскими  духовными  лидерами   и в  верховным  муфтием  Сирии. Это  было  буквально через   несколько  дней   после  того, как  у  муфтия  убили сына.   И  он не мог  сдержать слез,  потому  что   это  была  его личная  трагедия, но  эта  трагедия, в  которой    ка в   капле  воды отражается  сегодняшняя  ситуация. И я   не так  давно   встречался  с муфтием   в  Сирии,  когда  он  приезжал в  Россию. И  сегодня    все  говорят о том, что    если   власть,   какая  бы она ни  была,  исчезнет, то  жертвами  станут и  христиане и мусульмане,   потому что этот  радикализм,  к сожалению, иначе как общими усилиями   сильной  государственной  власти  и  совместными усилиями  традиционных  религиозных конфессий,  преодолеть  нельзя.  Я  благодарю вас за  эту  беседу, уважаемый  муфтий. Спасибо вам  за то, что вы были гостем нашей студии!

Вопросы

Прежде чем задать вопрос, проверьте, быть может, он уже задан или на него есть ответ.
Задать вопрос

Ответы

В предыдущей программе митрополит Иларион ответил на следующие вопросы:

© Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2008. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл - ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт "Вести.Ru". При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на "Вести.Ru" обязательна. Адрес электронной почты web-редакции: info@vesti.ru, программы "Вести" : vestiplan@vgtrk.com, канала "Вести" : vesti24@vesti.ru. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 980-71-10 - отдел по работе с клиентами IMHO VI, е-mail: ClientWORK@imho.ru, ad@vesti.ru. Поддержка: Дирекция Интернет сайтов ВГТРК. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК.