29 ноября 2012 г. 20:54

Вопросы задает Дмитрий Коган

Видео

 - Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вы смотрите передачу Церковь и мир. Сегодня мы поговорим о взаимодействии между Церковью и культурой. И гость нашей студии --  заслуженный артист России скрипач Дмитрий Коган. Здравствуйте, Дмитрий!

- Добрый день, владыка.  Это, на мой взгляд, одна из важнейших тем. И то, что сплетает и Церковь, и культуру, и нас, классических музыкантов. Это то, как мы можем  и должны ли мы воздействовать на общество. Потому что все пережили в нашей стране 90-ые года, когда  банка, можно сказать, перевернулась. То, что было вверху, оказалось снизу. То, что было внизу, каким-то непонятным образом оказалось сверху. То есть, все мы наблюдаем, конечно, духовный и нравственный кризис в обществе. И, как мне кажется, Церковь и мы, деятели культуры, все-таки несем миссию по возрождению этих  потерянных ценностей. И мне хотелось бы вас спросить. Как вы считаете,  стоит влиять на молодое поколение, чтобы оно шло в храмы, чтобы оно шло в концертные залы, в театры, в музеи? Либо этот процесс должен быть на совести каждого человека, исходя из его собственных мыслей, понимания  мира? Как вы считаете?

- Когда на нас  смотрят со стороны, то иногда думают, что Церковь потому так озабочена привлечением молодежи, что хочет увеличить свою численность.  А музыкант потому так заботится, чтобы зал наполнился,  чтобы были кассовые сборы. Но я думаю, что все-таки главная наша с вами мотивация – это поделиться с людьми тем, что нам посчастливилось в жизни приобрести. Тем, к чему мы приобщились. Вот ваш пример. Вы музыкант  в третьем поколении. Ваш дед – великий скрипач Леонид Коган, которого  я в детстве слушал. И это был такой кумир. Человек, имя которого было известно каждому в нашей стране.  Сегодня вы выполняете ту же самую миссию. Вы продолжаете дело своего отца, своего деда. И вы делитесь с людьми тем, что вы приобрели от них. Вы делитесь тем, что вы получили  сами в процессе вашего воспитания. И вы хотите, конечно,  передать это, как можно большему числу людей. И вы это делаете потому, что музыка, которую вы играете, которую вы исполняете, и которую вы транслируете людям, несет им позитив.  Задача, которую мы выполняем,  в значительной мере сходная. Мы делимся с людьми тем, что мы сами имеем. Мы говорим людям, в чем смысл жизни.  Не потому, что мы им хотим что-то навязать, а потому, что мы сами к этому пришли.  Пришли либо через наших родителей, либо через наше духовное образование.  Либо, прежде всего, через наш собственный жизненный опыт. Вот нас спрашивают иногда, а как вы докажете бытие  Бога. Да мы никак его доказать не можем.  Мы можем доказать только опытом собственной жизни. Вот меня жизнь научила, что Бог есть. Потому что тысячекратно в жизни я убеждался в том, что Бог мне помогал. Я  это могу рассказать другим людям. Те, которые захотят, поверят.  Кто не захочет, не поверит. И, конечно, мы именно поэтому стараемся привлечь людей.  Для того, чтобы поделиться тем, что мы имеем. Но никому ничего не хотим навязывать.

- Ну, это примерно так же, как скрипки величайших итальянских мастеров -- Гварнери, Страдивари.  Меня очень часто спрашивают, а все-таки в чем разница? Почему одна скрипка стоит пять тысяч рублей, а одна скрипка стоит миллионы и миллионы долларов?  И я всегда говорю, что надо прийти в зал и послушать. И я вижу этих людей, которые ощутили на себе, например, звук инструмента Гварнери. То есть, это что-то абсолютно божественное. Потому что я абсолютно уверен, что руками этих великих художников, конечно, управлял Бог. Потому что  человек просто, наверное, не может добиться такой божественной гармонии.

- Я недавно  слушал 21-ю фортепьянную сонату Шуберта. Это совершенно поразительная музыка. Эта соната, которая длится 45 минут. В которой нет никаких спецэффектов. Это просто какой-то монолог. Практически непрерывный монолог. И вот, что меня поразило. Человек прожил  короткую жизнь.  30  с небольшим  лет. Он  написал 8 симфоний. Написал фортепьянные сонаты, более 300 песен.  Огромное наследие. Вот откуда у этого человека все это бралось? Человек же фонтан.  Из него не может непрерывно литься.   Когда мы сравниваем даже, допустим, с Бахом.  Все-таки Бах прожил долгую жизнь. А Шуберт молодой человек.  Он умер в вашем возрасте  в теперешнем. И такое колоссальное наследие, причем, такого высокого качества.  У меня нет другого объяснения, кроме, как то, что ему помогал Бог. Что Бог в этого человека вложил вот это вдохновение. Он дал ему короткую, но насыщенную жизнь. И этот великий человек создал свои творения, оставил их нам и перешел в другую жизнь.

- А Моцарт? Тоже 35 лет жизни. И по воспоминаниям современников, вы это прекрасно знаете,  Моцарт никогда не  ассоциировался с какой-то великой личностью у них. То есть, он был простой человек.  Часто  с то, что принято называть  праздным поведением. Любил шумные компании. И тоже, какие величайшие творения  он за свою жизнь создал, тоже остается, остается загадкой. Вот, как это получилось?  Тоже, наверное, наверное, другого объяснения здесь быть не может.

-  У нас есть такое учение, что Бог является творцом. И Он создал человека по своему образу и подобию. И что вот этот образ Божий в человеке выражается, в том числе,  через творчество. То есть, когда  Господь Адама поселил  в раю, Он сказал: вот тебе рай. Чтобы ты возделывал его. Казалось бы, там все  было  уже возделано, все было готово.  Но человек должен быть творцом. Он в этот мир приходит не просто для того, чтобы  прожить какой-то отрезок времени и уйти. Он приходит для того, чтобы что-то привнести в этот мир. И я думаю, что в этом абсолютная значимость творческих достижений.  Я думаю, что то, что оставили нам великие композиторы, великие художники, великие мыслители, писатели, поэты – это все бессмертное наследие человечества. И наша с вами общая задача -- и людей Церкви, и людей культуры,--  конечно, максимально  пропагандировать это наследие, делать его доступным. И максимально широкий круг людей привлекать к тому, чтобы они приобщились к этому наследию.

- А вот, кстати, как вам кажется, почему так рано уходят гении? Вот, если мы возьмем, ну, какой-то срез гениальных людей.  Это Шуберт, Моцарт. Пушкин. Величайший скрипичный мастер Джузеппе Гварнери. Этот список можно продолжать. Почему все эти люди уходили до 40-ка лет?  Вот то ли они выполнили свою миссию, Бог уже их забрал, потому что  они уже сделали то, что  они должны были сделать? 

- У меня есть какое-то глубокое убеждение в том, что Бог отмеряет жизнь каждому человеку и дает  ему ровно столько, сколько ему нужно для того, чтобы он как раз реализовал  свой потенциал.  Для того, чтобы он смог сделать все то, для чего Господь его призывает в этот мир. И то, что Бог отмеряет срок жизни человека, это для нас, верующих людей, не ставится под вопросом. Но вот то, что у Бога есть, как мне кажется, какое-то особое отношение к людям гениальным, может быть,   это мое частное мнение, но на примере многих великих людей,  в частности, композиторов, это можно проследить. Вот Чайковский. Если мы проследим его творческий путь, может быть,  это опять же мое субъективное  мнение, кто-то не согласится.  Но мне кажется, что после того, как он написал шестую симфонию, в которой он пережил и оплакал собственную смерть, он, наверное, уже не мог ничего написать  другого. Это была какая-то такая вершина, после которой оставалось только уйти. И он ушел. И до сих пор гадают, как это произошло, почему вот он заболел. Почему он умер в таком сравнительно раннем возрасте, не дожив до 60-ти лет. Но вот у меня есть какое-то чувство, и это касается и других некоторых композиторов, что  господь дает человеку возможность свой творческий потенциал реализовать по максимуму. Кому-то для этого  нужно прожить долгую жизнь, кому-то достаточно  короткой жизни. И Господь призывает  человек в тот, человека  в тот момент, когда он сделал все, что он мог сделать.

- Вот Шуберт, например, не успел закончить симфонию.

- Это тоже вопрос, не успел ли он ее закончить. Она называется Незаконченная. А, может, он ее такой задумал. Мы об этом никогда не узнаем. Бах не успел закончить свою последнюю фугу. Фуга, на которой заканчивается искусство фуги. Это поразительное музыкальное  произведение.  Там, это тройная фуга из трех совершенно разных тем. Он проводит экспозицию первой темы, экспозицию второй темы, экспозицию третьей темы. И потом, когда эти три темы сплетаются, музыка прерывается. И в нотах рукой его сына написано, что на этом месте композитор скончался.

- Да, это я знаю.

- Но это показывает, во-первых, своеобразие творческого процесса.  И это показывает то, что   человек творил  до последнего дня  и до последнего часа своей жизни.  Но вот одно из моих самых сильных впечатлений была  видеозапись Глена Гульда, который играет эту фугу. И он ее обрывает в тот момент, когда она оборвалась. И ты видишь это, как будто какой-то электрический шок у человека. Наверное,  вы видели этот образ.

- Да.

- Вот это какой-то образ смерти, которая вторгается в человеческую жизнь. 

-  Владыка, раз мы так заговорили о композиторах и о их творчестве, очень бы все-таки хотел поговорить о вашей музыке, которую я неоднократно уже исполнял. И мне ваша музыка очень интересна. Не сочтите это за комплимент.  Интересна даже не столько по форме ее написания, а по своему энергетическому воздействию на публику. И я это вижу. Я это чувствую, что музыка ваша совершенно исключительно воздействует на  публику. И вот мне очень интересно вас спросить. Когда вы, например, писали  «Страсти по Матфею», какую цель вы перед собой ставили? То есть, это был для вас больше музыкальный эксперимент для проверки своих возможностей, чтобы отточить композиторскую технику? Или все-таки это было больше направлено на помощь в излечении общества, во влиянии на души, в привлечении людей через обстановку храма на сцене, через концертный зал в богослужение. И, наоборот, тех людей,  которые ходят на богослужения, но редко бывают  в концертном зале, через форму богослужения  их привлечение в концертный зал?

- Наверное, я преследовал все эти цели. Хотя, когда я писал эту музыку, у меня не было никакой конкретно цели. Для меня музыка – это одна из форм проповеди. Я вообще считаю, что священник должен использовать для проповеди все доступные ему средства. Если случилось так, что он окончил, допустим, художественную школу и любит  рисовать, значит,  он  может помимо  своего вот обычного служения, помимо тех проповедей, которые он произносит после богослужения, использовать и эти свои  способности.  И священнослужитель, да и вообще всякий христианин,  может проповедовать всеми теми способами, которыми, которые ему доступны, и на всех тех языках, которыми он владеет. А музыка – это  язык. Причем, это язык, который.

- Очень сильный.

- Он очень сильный, он очень мощный. И при помощи этого языка ты можешь передать такие вещи, которые на словах ты никогда не передашь. И вот этот энергетический заряд, который в тебе существует, ты его можешь передать слушателям, если ты, когда пишешь музыку,  полностью в нее вкладываешься. Я в эту музыку  вложил не только свое сердце и свою душу,  но вложил и, конечно, свой церковный опыт. Потому что  действительно идея заключалась в том, чтобы атмосферу храма, атмосферу богослужения Страстной Седмицы перенести на сцену концертного зала. Дать людям, которые не ходят регулярно в церковь, возможность почувствовать эту атмосферу, приобщиться к ней.  Дать  церковным людям, которые регулярно посещают церковь, но все-таки мало, кто из них подробно знает богослужение  Страстной Седмицы. Дать им возможность  пережить на каком-то новом уровне эти тексты. И, самое главное, пережить историю страстей Христовых.

- То есть, образовательный момент здесь тоже присутствует достаточно явно, да?

- Это образовательный момент. Это миссионерский момент. Вся моя жизнь посвящена тому, чтобы нести людям Христа. Его проповедь и Его образ. И если при помощи музыкального искусства удается этот образ до людей донести…

- И очень сильно, потому что вижу реакцию в зале, я ее чувствую. Она совершенно колоссальная. Не  часто на концертах такая энергетика есть.

- Ну, вот, я думаю, что эта энергетика, она исходит, прежде всего, от личности Христа, которая оживотворяет, в том числе, и наши творения, посвящаемые Ему.

Я хотел бы поблагодарить вас за эту беседу, Дмитрий. Наше время, к сожалению,  уже исчерпано.

- Спасибо большое.

- Спасибо вам. Напоминаю вам, дорогие телезрители, что у нас в студии  был музыкант, заслуженный артист России Дмитрий Коган.

Вопросы

Прежде чем задать вопрос, проверьте, быть может, он уже задан или на него есть ответ.
Задать вопрос

Ответы

В предыдущей программе митрополит Иларион ответил на следующие вопросы:

© Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2008. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл - ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт "Вести.Ru". При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на "Вести.Ru" обязательна. Адрес электронной почты web-редакции: info@vesti.ru, программы "Вести" : vestiplan@vgtrk.com, канала "Вести" : vesti24@vesti.ru. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 980-71-10 - отдел по работе с клиентами IMHO VI, е-mail: ClientWORK@imho.ru, ad@vesti.ru. Поддержка: Дирекция Интернет сайтов ВГТРК. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК.